Трип-хоп (англ. Trip-hop) - стиль музыки, возникший в начале 1990-х годов в Великобритании и добившийся значительной популярности и коммерческого успеха. Возник как смесь экспериментального хип-хопа, джаза, даба, рока, соула и некоторых других элементов, продвигаемая в те годы прежде всего группами «Massive Attackи «Portisheadиз Бристоля. Отсюда первоночальное название стиля - бристольская волна или бристольский саунд. Термин trip-hop впервые был использован в британском музыкальном журнале Mixmag.
  Trip-hop активно совмещает записанные вживую инструменты с засэмплированными. По звучанию для него обычно характерны: довольно медленный темп, приглушённо звучащий breakbeat, отчётливые бас-партии, тяготение к звукам, взятым со старых пластинок, общая мрачная депрессивная окрашенность, некоторая отрешённость вокальных партий. Иногда в качестве вокала используется рэп, произносимый приглушённым голосом или даже шёпотом. Современные исполнители зачастую используют элементы trip-hop в сочетании с различными стилями: synth-pop (Goldfrapp, Jay-Jay Johanson, I AM X), альтернативный рок (Garbage, Curve, Tapping The Vein), EBM (Ego Likeness, Crystalline Effect), industrial (Collide, Unwoman), дрим-поп (Violet Indiana, Rya, Hungry Lucy), пост-рок (God is an Astronaut).

Особенности стиля:

Несмотря на активное противодействие музыкантов, который стал известен благодаря усилиям прессы, это название закрепилось за ними. Историю trip-hop можно проследить как от ритмов регги и даба, так и от более древней ритуальной (tribal) музыки Востока. Из более современных стоит отметить Nico, в сольных работах которой проявлялись прото-трипховые (равно, как и протоэтериальные черты), но точку отсчета надо начинать с первого альбома Cocteau Twins, вокалистка которых Elizabet Fraser стала по сути дела, крестной матерью trip-hop, а её вокал - украшением классических композиций жанра в работах Massive Attack, равно как и участие ее во многих проектах, так или иначе относимых позднее к trip-hop или смежных с ним жанрам. Именно наработки Cocteau Twins легли в основу работ Switchblade Symphony, Curve, My Scarlet Life, The Machine In The Garden, Collection D'Arnell-Andrea и многих других коллективов, относимых к т. н. «этериальному року(ethereal rock), равно как и позднее, элементы работ коллективов бристольской волны, о чем достаточно точно заметил Андрей Горохов в своей книге «Музпросвето трипхопизации Америки, поскольку большая часть коллективов, работающих в этом жанре, именно из этой страны. Также вполне закономерен факт того, что позднее произошло слияние shoegazing, dream pop (на которые, как известно, оказали существенное влияние Cocteau Twins и коллективы с лейбла 4AD) и trip-hop, в различной степени пересекавшихся и заимствовавших друг у друга различные элементы и стилистические приемы.
  Предшествовавшая 90-м эпоха new wave также наложила отпечаток на trip-hop, и многие музыканты очень часто признавались в своих симпатиях post punk и new wave, которые они слушали и которые повлияли на их собственное творчество. Но не стоит забывать, что несмотря на наличие схожих элементов, trip-hop появился именно в начале 90-х, хотя схожие с ним композиции можно обнаружить у The Cure, Siouxsie and the Banshees, The Sisters of Mercy, Cocteau Twins, Depeche Mode и многих других, что обуславливается в первую очередь влиянием dub'а на первые post punk /goth rock коллективы, именно бристольские коллективы вывели стиль на всеобщее обозрение. К тому же, несмотря на увлечение музыкой «новой волны», панком и пост-панком, основные элементы ритмики берут начало в регги и зародившемся позже хип-хопе, подведшими своеобразный итог и уравняв казалось бы несовместимые на первый взгляд элементы. Пост-трип-хоповая фаза - стиль пустился в свободное плавание, его элементы проникли повсюду и смешались со многими поздними веяниями и на данный момент практически любой элемент любого стиля может быть использован при создании trip-hop музыки, хотя по-прежнему замедленный ритм, синкопированный бит, тяготение к высоким женским вокалам, эхо-эффекты, скретчи, вместе с использование смычковых струнных (скрипок, виолончелей) и клавишных (фортепьяно) и мрачной атмосферой (здесь уместно вспомнить девиз «Glad to be sadлейбла Melankolic, где издавались классики стиля Massive Attack). Первыми на его пути оказался ethereal и dream pop, во многих современных модификациях использующий характерные приемы trip-hop. Одним из таких коллективов стали Halou, чьи треки выходили еще на компиляциях Hyperium, и представляющие в своем роде переходный вариант, но не стоит и забывать о том, что в их творчестве в равных пропорциях смешались ethereal, trip-hop и synth-pop, на основе наработок все тех же Cocteau Twins.
  Группы-наследники Cocteau Twins, по своей сути не все использовали trip-hop (как, например Switchblade Symphony) в своих работах, но, исходя из характерных особенностей их звукопостроений, можно выделить следующую группу: Halou, Switchblade Symphony, The Machine in the Garden, Clair Voyant, My Scarlet Life, Jute, отчасти Curve, Garbage, The Breath of Life, Autumn, Collection D'Arnell-Andrea и многие другие.

Примеры исполнителей:

Endraum
  Collide
  Claire Voyant
  Curve
  Sunday Munich
  Switchblade Symphony
  Saltillo

Ссылки:

Русский трип-хоп сайт